г. Москва      +7 (926) 811-31-65     v-psy@list.ru
психолог-психотерапевт

Как преодолеть "это"?

статья психолога Виктора Ляшенко
У каждого из нас в жизни порой встречаются такие трудности, которые ставят нас в тупик и побуждают к напряженным поискам: выхода, решения, преодоления, изменения…
При этом эффективность разрешения трудностей стоит в прямой зависимости от того, насколько верно мы увидим их сущность, то есть от того, насколько точно мы определим проблему, как мы её сформулируем, каков будет наш вопрос к самим себе – насколько точно мы ответим себе на вопрос «в чём проблема?».
И зачастую так бывает, что, когда человека что-либо не устраивает в его жизни и он пытается свою жизнь изменить так, чтобы она его устраивала в большей мере, он задается такими вопросами, которые или не помогают ему, или вовсе затрудняют поиск решения.
Эти вопросы могут звучать по-разному, например:
  • Как мне преодолеть «это»?
  • Как мне избавиться от «этого»?
  • Как мне побороть «это»?
  • Как мне преобразовать (изменить) «это»?
  • Как мне действовать иначе?
  • Как мне жить иначе?

На первый взгляд, как будто вполне нормальные и практические вопросы?
Однако повторюсь, их эффективность прямо зависит от того, к какой ситуации они применяются.
Во-первых, само «это» весьма неопределённо, расплывчато, оно не уточняет суть вопроса, а затуманивает её, дает возможность сбиться с пути и начать искать совсем не то решение.
Во-вторых, все эти вопросы – это вопросы действия. Однако прежде чем действовать, прежде, чем что-то изменять и идти куда-то, важно определить: а где ты находишься сейчас. Ибо это обстоятельство может существенно повлиять на выбор направления движения, действия, приложения усилий. На практике это выражается в том, что человек зачастую ставит преждевременные вопросы, а потому не отражающие той ситуации, в которой он находится (через эти вопросы он не может увидеть реальность своего положения). Проще говоря, ставя неверный вопрос, человек пытается решать не ту проблему, которая у него действительно имеется.
В-третьих, меня как практического психолога волнует то, что нередко, переживая некие психологические (душевные) трудности, человек пытается подходить к себе как к некоему внешнему объекту. Его интересует лишь то, как ему избавиться от чего-то, чтобы в его жизни «этого» больше не было; он не интересуется смыслом происходящего с ним: он не ставит вопросы о том, как он влияет на то, что с ним происходит, на то, что именно он делает как субъект и активный участник своей жизни.
Для иллюстрации подобного отношения, рождающего и неверную постановку вопросов, которые препятствуют решению действительной проблемы, приведу пример.
Представим, что живет на свете некий человек. Так его и будем называть, просто – человек. Как-то по случаю он приобрел земельный участок и занялся вскапыванием своего огорода. И вот… вдруг он замечает, что какие бы усилия он ни прилагал, земля ему не поддается, не вскапывается. Он раздражается, но, подавив своё раздражение, продолжает работу. Вскоре он начинает ощущать, что помимо раздражения от того, что работа не получается, и сам процесс приносит ему большие страдания, так как руки нестерпимо болят. Но он старается не замечать эти неудобства, как бы трудно это ни было, пытается всячески отвлечься от боли, которую он испытывает все больше и больше, сосредоточивая свои усилия на вскапывании и уговаривая себя:
- Ничего-ничего, как говорил Мао: «Три года упорного труда, десять тысяч лет счастья». Нельзя допускать негативные мысли, они затягивают (все уже знают, что мысль материальна!), а потому нужно думать позитивно. Не раскисать! Подбери сопли! Никакие неудобства не смогут меня отвлечь от моей цели! Не буду обращать на них внимания, всё у меня хорошо! И всё будет хорошо! Всё будет хорошо, всё будет хорошо, всё будет хорошо...
Однако в какой-то момент, случайно взглянув на руки, он ужасается – руки все изрезаны, и из порезов ручьями льется кровь. Человек, бросив лопату, бежит к соседу, опытному огороднику, и взволнованно ему говорит:
- Сосед, посмотри на мои руки! Помоги-подскажи, как мне избавиться от этих ужасных ран?
Сосед удивленно смотрит на его руки, думая про себя: «Как это его угораздило?» - и говорит:
- Ну, давай я тебе обработаю твои раны.
Он обрабатывает их перекисью, мажет мазью, перевязывает, кровь останавливается. Человек довольный и успокоенный уходит, и на следующий день вновь приступает к вскапыванию огорода. Однако всё повторяется: земля не поддается, руки вместе с бинтами вновь изрезаны и кровоточат.
Человек в панике прибегает к соседу.
- Сосед, помоги, исцели мои раны!
Сосед вновь делает ему перевязку.
Человек его просит:
- Сосед, как ты видишь, я постоянно режу себе руки. Посоветуй, как мне избежать этого? Как сделать так, чтобы руки мои не резались более?
Сосед почесал в затылке и спрашивает:
- А чем ты так режешься?
- Да лопатой…
Сосед про себя думает: «Что он там делает со своей лопатой?» - а вслух говорит:
- Я не знаю, что ты там делаешь, но… быть может, тебе просто надеть на руки твердые краги? На худой конец, пластинку какую-нибудь к ладони можно примотать. Поможет тебе это?
- О, прекрасная идея! Как я сам до этого не догадался? Спасибо!
Сказано-сделано. Сосед изолентой примотал ему к ладони металлическую пластинку. Человек на следующий день стал вскапывать огород. И, о, чудо! – рука больше не режется! Человек понимает, что он успешно преодолел то, что его мучило, и проблема благополучно решена!
Довольный, человек весь день работает в поте лица, и рука его больше не беспокоит!
К вечеру, когда уже стало смеркаться, человек смотрит на результаты своего труда и это повергает его в уныние – он не смог вскопать ни одного метра земли… Крепко задумался человек, новая проблема нависла над ним. Человек думает-гадает: «Как мне преодолеть твердокаменность земли?»
Идет к соседу.
- Сосед, - говорит, - понимаешь, копаю-копаю, от зари до зари, а результат нулевой, земля как камень. Посоветуй, как мне преодолеть твердокаменность земли? Как сделать так, чтобы земля стала податливей?
- Ну, попробуй размочить её водой из шланга, - советует сосед.
- О, это мысль! – радуется человек. - Пойду попробую. Спасибо, сосед, ты всегда меня выручаешь!
Следующий день он посвятил размачиванию земли на своем огороде, а через день вновь приступил к вскапыванию. Встал пораньше, памятуя о том, что кто рано встает, тому Бог подает, и пошел трудиться. Вскапывал до самых сумерек, но увы… Земля не уступила ни пяди.
Человек потерял аппетит и сон:
- Быть может, я неправильно что-то делаю? Наверное, нужно делать как-то по-другому, как-то иначе?
В отчаянии человек снова идет к соседу.
- Сосед, прости, но мне снова нужна твоя помощь, выручай!
- В чём дело, что стряслось?
- Да, понимаешь, мне кажется, что есть более эффективные способы, чем те, что использую я... Может быть, есть какие-то современные подходы, инструменты? Подскажи, если что знаешь.
- Да, разумеется, есть современные инструменты. Раньше вспахивали поля плугами на лошадях, потом на тракторы пересели. Сейчас для небольших участков есть различные мотокультиваторы. Но мне, например, как-то сподручнее лопатой…  а принцип везде один и тот же – необходимо разрезать землю и перевернуть её, а потом разбить комки и разрыхлить. Вот и вся премудрость.
- Ну да, всё так и делаю… вернее пытаюсь делать, только у меня ничего не выходит. На культиватор у меня нет денег… Как же быть? Мне нужно найти более эффективные способы вскапывания своего огорода. Посоветуй какой-нибудь другой способ!
- Помилуй,… как же я тебе посоветую другой способ, если я не знаю, какой способ ты используешь? Я могу тебе показать, как это делаю я…
- Хм… ну, мне не хочется тебя утруждать, тем более, что ты мне сейчас рассказал как это нужно делать, и я понимаю, что я делаю это именно так. Но мне так не подходит…
- Ну, коли так… тогда я не знаю, чем тебе помочь, - развёл руками сосед.
Человек ушёл опечаленный.
Прошло несколько дней. Человек потерял и сон, и аппетит, появились головные боли и странная слабость, а то вдруг сердце зайдется да дыхание перехватит так, что ни о какой работе уже нет и помышления… Вконец измученный, человек решил вновь навестить соседа – поговорить за жизнь, поделиться своими тяготами.
- Ого, что это с тобой, сосед…? – встревожился сосед, увидев у себя во дворе нашего  измождённого героя.
- Да… что-то мне совсем худо…
- Ты присядь пока вон на лавку, я сейчас докопаю и мы с тобой чаю попьем.
Человек присел на лавку и уныло стал рассматривать двор соседа, его цветочную клумбу, небольшие грядки петрушки и морковки… Он равнодушно смотрел на вскапывающего грядку соседа, в движениях которого была размеренность и непринужденность.
Через некоторое время его что-то стало неясно тревожить. Он по обыкновению старался не обращать внимания на это смутное беспокойство, однако оно всё нарастало и нарастало. Наконец, он понял, что его беспокойство связано с соседом, а вернее с тем, что он делает: ему стало казаться, что в том, что делает сосед, есть что-то необычное…
Сосед докопал грядку и, резким движением воткнув лопату в землю, пошёл к дожидавшемуся его человеку.
И вдруг… человек разразился безудержным хохотом.
- Что случилось, над чем ты так смеешься? – удивленно спросил его сосед.
- Ха-ха-ха... я понял! Я все понял! Какой же я глупец! Ха-ха-ха…
- Ты позволишь мне? – спросил он у соседа, отсмеявшись.
- Да, ради Бога…
Человек подбежал к лопате, взял её, и, наступив ногой на полотно, с лёгкостью взрезал землю. Решение нашлось само собой: оказалось, что нужно было просто перевернуть лопату…
 
*****
 
История эта, конечно, абсурдная, но тем более наглядная. Давайте посмотрим на то, как этот человек мешал себе увидеть существо своей проблемы и разрешить её.
 
  • Прежде всего, он упорно отказывался замечать то, что с ним происходит, зомбируя себя внушением, что «всё хорошо».
 
Откуда это упорное нежелание обращать внимание на своё неудобство, желание не замечать свои чувства и ощущения, не замечать самого себя? На мой взгляд, очевидно, что этому человеку замечать свои чувства нельзя, поэтому он всячески избегает этого. И немалую роль в этом играет страх собственной несостоятельности, страх быть «слабым» - страх быть (или не быть) каким-то. Страх же связан с определенной внутренней болью – болью быть отвергнутым. Не желая встречаться с этой болью, человек выбирает… отвергнуть себя заранее. Он решает сам бросить себя, лишив собственной поддержки: не обращать внимания на себя настоящего, живого, стараться быть каким-то (например, сильным, позитивным, успешным, упорным, «нормальным»…), а не самим собой.
Понятное дело, что если не обращать внимания на свои настоящие чувства, то вероятность достижения желаемого снижается, а вероятность ошибок увеличивается, ведь наши чувства несут нам информацию о мире и о нашей жизни. В случае нашего героя его неудобство, боль, раздражение говорили ему: «Обрати внимание, что-то не так! Есть опасность!». Эту важную информацию он настойчиво отвергал.
 
  • Человек всё время с чем-то борется, что-то преодолевает, от чего-то избавляется.
 
Однако нетрудно заметить, что эти попытки борьбы-избавления являются следствием того, что в происходящее привносится некий лишний элемент, довесок, который не связан с реальностью происходящего. Появляется некое активное «нечто», которое как-то мешает и от которого необходимо избавляться, которое нужно преодолевать вместо того, чтобы… Но ведь этого «нечто» не существует! Нет «порезов», с которыми нужно бороться, нет «неуступчивой земли», которая мешает нашему герою,... нет даже «иных способов», которые необходимо найти! А что же есть?
 
  • Есть действия человека, которые имеют свои, вполне естественные в наших земных условиях, следствия.
 
Человек разрешил свою проблему и нашел «иной способ» моментально, как только он увидел, когда он понял… что именно и как именно он делает. Оказывается, не нужно было искать никаких «иных способов», нужно было обратить внимание на то, что и как ты делаешь, увидеть те следствия, которые порождаются этими действиями… А всё остальное решается как бы само собой: вопрос о поиске неких новых способов действий лишается психологической проблематичности, он перестает быть тупиковым. И даже если решение не приходит сразу, то поиск его становится вопросом техническим и решается технически.
 
  • Оказывается, что, прежде всего, необходимо не бороться с помехами и искать нечто «иное», а определить своё собственное место, определить своё положение.
 
- В каком я месте? (какое место я занимаю? где я нахожусь?).
- Что в этом месте я делаю? (чем я занят?).
- Кто и какой я в этом месте? (каким человеком нужно быть, чтобы занимать то место, в котором я сейчас нахожусь?).
- В каком мире я живу и что в связи с этим моим мнением о мире я от него (от мира вообще или от людей, в частности) ожидаю (гласно или негласно требую)?
То, кто и какой я, в свою очередь определяет то:
- Почему я именно в этом месте? (как я оказался именно в этом месте?).
- Зачем я сейчас в этом месте?
- Как именно, какими средствами я остаюсь в этом месте? (что мне позволяет оставаться в этом месте?)
- Что я чувствую в этом месте, каково моё состояние?
 
Моё «место» означает, в первую очередь, некое место моего внутреннего пространства, которое определяет самую важную вещь – кто я такой? В зависимости от той точки внутреннего пространства, которую я занимаю, тем я и являюсь! Этим моим местоположением определяется моя позиция по отношению к себе и к миру, то есть некое моё отношение.
И это не абстрактное, а действительное место: место меня во мне самом. Во вторую очередь, это моё внутреннее положение определяет и моё внешнее местоположение: то, где, с кем и каким образом я нахожусь, в каких отношениях состою, что делаю и чего не делаю, что чувствую и чего не чувствую.
 
Кстати, вот этот вопрос о чувствах весьма важен. Некоторые (их довольно много) всерьез убеждены, что могут непосредственно управлять своими чувствами и сами решать, какие им чувства испытывать, а какие нет (что чувствовать, а что нет). И это очень перекликается с той «позитивной» позицией нашего героя, которую мы обсуждали выше. На мой взгляд, эта одна из тех опасных иллюзий, которая чревата тем, что человек отказываясь замечать действительность и, живя в вымышленном мире, утрачивает связь с самим собой, в результате чего в какой-то момент «необъяснимые» проблемы обрушиваются на него со всех сторон. Но он и их старается не замечать, живя в «позитиве», пока, наконец, они его не расплющивают, и тогда он уже не может не обратить на них внимания (впрочем, он и здесь может продолжать упорно не замечать ни себя, ни своих чувств, видя причину своих бед совсем в другом месте: думаю, вы узнаете жизнь нашего героя…).
 
На мой взгляд, важно понимать, что чувствами мы можем управлять только косвенно, но не непосредственно. Да и не чувствами управлять мы можем, а только проявлением, выражением того, что и как мы чувствуем. Я думаю, что это опасное заблуждение – убеждение, что мы можем выбирать свои чувства. Мы не вольны их выбирать. Чувства – это сама действительность, это жизнь, это стихия, которая «дышит, где хочет». Чувства не зависят от нашего выбора. Если они есть, то они – есть! То, что мы чувствуем – это факт нашей жизни, а факт, как говорится, вещь упрямая (положили в рот перец чили, и чувствуем, что во рту у нас горит, положили в рот мёд, и чувствуем сладость, встретили любимого человека – радуемся, потеряли – горюем, ушиблись – чувствуем боль и т.п.). Конечно, мы можем научиться отключать свою телесную чувствительность ради особых экстремальных случаев. Тогда мы это делаем осознанно, умело, как некую психотехнику. Однако совсем другое дело – когда мы стремимся отключить свои чувства из желания избежать душевной боли. В этом случае мы, обезболивая, анестезируя свою душу, действуем вопреки себе и приносим себе вред, жертвуя своею жизненностью, переставая жить.
 
Чувства не зависят от моего выбора! Они зависят от того, кто такой я, какой я, в какой позиции, в каком месте я нахожусь! Именно качество меня и рождает качество моих чувств. Я не волен выбирать свои чувства, но я волен выбирать себя! Я волен занять то или иное место и как-то отнестись к себе (это означает, что я за человек для самого себя, кто я такой по своему собственному мнению), к своим чувствам, к людям, к миру, к тому, что я делаю… То, как я решу относиться, будет влиять на то, какие чувства я буду переживать, какое у меня будет состояние.
 
Поясню на примере. Если я, допустим, в глубине души (то есть чаще всего, не сознавая того) переживаю себя маленьким, беспомощным, ранимым, «каким-то не таким» и т.п., а мир (людей) воспринимаю таким, словно он должен удовлетворять моим ожиданиям заботы, внимания, то вероятнее всего я:
- буду находиться в некоем неприятном для себя месте;
- буду делать нечто неприятное для себя и не буду делать то, что делать хочу;
- буду переживать неизбывную тревогу, а то и страх;
- буду считать людей неблагодарными, агрессивными, нелюбезными, опасными и т.п.;
- буду недоволен миром, у меня будет бесконечное количество поводов для критики;
- буду недоволен собой, своей жизнью и несчастен.
 
  • Что не позволяло нашему герою обратить внимание на то, что именно он сам делает?
 
Не позволяло ему нежелание встречи с самим собой, страх тех своих чувств, которые с этой встречей неминуемо связаны.
Если мы на своём месте (в месте себя), то никаких неразрешимых душевных тупиков у нас не возникает: там просто нет никаких углов и стен, в которых мы могли бы застрять. В месте себя можно быть и видеть: находясь на своём месте, мы видим то, что с нами происходит. Однако быть вместе с собой и в месте себя (занимать своё место) весьма непросто с точки зрения удержания внимания, поэтому чаще всего мы находимся в каком-то другом месте, не в своём, ничего не зная ни о своём месте, ни о том месте, которое мы занимаем.
Осознавать, что ты занимаешь не своё место (и, следовательно, понимать, что ты представления не имеешь о том, где твоё место, какое место – твоё), очень болезненно. Для встречи с этими неуютными чувствами нужна особая решимость, нужно желание, нужна внутренняя необходимость в этом.
В связи с этим чаще всего мы делаем всё что угодно, лишь бы не узнать, какое место мы занимаем, в каком положении мы находимся, ибо знать, что ты не на своём месте, и больно, и чревато необходимостью трудного поиска и выбора своего места. Это трудно не только с точки зрения его обнаружения, но и с точки зрения решимости его занять. Быть не на своём месте зачастую не так страшно: можно прикинуться дурачком, «шлангом», умником, оригиналом, гением, великим… – каким угодно, –  и… ничего действительно нужного (непременно нового, а значит, трудного и потому страшного) для себя самого не делать.
Решиться занять своё место – настоящее геройство!
 
Итак, то, что я за человек для самого себя, какой я человек для самого себя, определяет то, какие чувства я переживаю, то, как я определяю своё место и свои обстоятельства, в чём вижу свои трудности и соответствующие этим трудностям мои действия.
Если я испытываю трудности и у меня есть желание облегчить себе жизнь, то начинать стоит не с вопросов: как мне преодолеть, избавиться и т.п., а с вопросов о самом себе и своей деятельности здесь и сейчас. Решение и избавление от чего бы то ни было необходимо искать не в неких иных местах, а в том месте, которое я занимаю. Именно это место определяет те «иные» возможные действия, которые я могу предпринять.
Другими словами, путь разрешения состоит не в уходе куда-то, а в приходе сюда (выход там, где вход; чтобы выйти, нужно войти). И я думаю, что это распространяется даже на такие запредельные сферы, как поиск Бога. Запределье духа не где-то там, в далеких далях, а здесь, в средоточии моего сердца, в том месте, где есть Я…
 
© Ляшенко В.В.
клинический психолог
13.03.2013