г. Москва      +7 (926) 811-31-65     v-psy@list.ru
психолог-психотерапевт

Что делать с внутренним критиком

Статья Виктора Ляшенко о самокритике
Постоянная самокритика является одной из довольно распространённых проблем, которая лишает нас непосредственности в проявлениях, побуждая к излишней сдержанности. 

От этого возникает ощущение перенапряжения, падает самооценка, зачастую порождая чувство несостоятельности и неполноценности.

Этот «внутренний критик» значительно осложняет и портит жизнь, и желание отделаться от него раз и навсегда, вполне понятно. Вот только как это сделать?

Борьба с «самоедством», самовнушения, попытки отвлечься не помогают или помогают только на время. Да и можно ли уговорить себя в том, что ты успешен? Разве это не будет самообманом? «Внутренний цензор» найдёт тысячу доводов развенчать эти неубедительные попытки самоуспокоения.

Происхождение самокритики

«Человек создан из людей»

Происходит такое отношение к себе, конечно же, из опыта общения с людьми. Прежде всего, это, конечно, касается периода детства и юности: то отношение, которое к нам проявляли значимые для нас люди, постепенно нами интериоризируется (вращивается, присваивается), и мы сами начинаем делать с собой то, что делали с нами они. Однако на наше самоотношение оказывают влияние не только особенности наших взаимоотношений в ранний период жизни. Мы живём в мире людей. И другие люди влияют на нас (как и мы на них) постоянно, всегда – от рождения до смерти.

Психологические причины самокритики

Психологическими причинами самокритики (того, как и зачем вы себя отвергаем) всегда являются факторы субъективные – особенности нашей внутренней жизни.
  • Самонеприятие (отвержение себя). Самоотвержение провоцируется такими чувствами, как стыд и вина. Условиями, в которых развивается самоотвержение, самообесценивание, являются непереносимость болезненных переживаний, отсутствие самоподдержки: «Какой ужас. Как я мог!», «Я должен быть другим», «Таким быть нельзя».
 
  • Отстранение от других людей. Человек других людей считает не такими, как он сам: «Я не такой, как они», «Я хуже всех», «Они не имеют таких проблем», «Они имеют больше прав и свобод» и т.п.
 
  • Требование от себя совершенства. Отрицание права на ошибку: «Я всё должен знать, уметь, мочь и делать безукоризненно».
 
  • Снятие с себя ответственности. Как это ни покажется удивительным, но критикующий себя человек не знает своей ответственности: он либо требует от себя слишком много, либо слишком мало. Но не видит того, что зависит именно от него – зоны своей ответственности. Он использует «негативный» опыт не для того, чтобы на нём чему-то научиться, а для того, чтобы обвинить себя: «Это я во всём виноват!».
 
  • Отождествление себя и своих действий. Критике подвергаются не ошибочные действия, а сам человек: «Если я совершил ошибку, то со мной что-то не так, я неудачник, мне нужно исправиться», или даже «Такому никчёмному ничтожеству нет места на земле».
 
  • Потребительское отношение к себе. Человек сам себе вечно чего-то должен. Он не жизнь живёт, а для чего-то себя применяет – для чего-то, с его точки зрения, более важного, чем сама его жизнь.
 
  • Неумение обращаться со своими чувствами. От неприятных чувств человек старается отвлечься любыми способами. И самокритика служит как раз этой цели.

Что не помогает в борьбе с самокритикой

Прежде всего, важно осознать (и помнить), что в борьбе с самокритикой не помогает борьба с ней. Не помогает критика критики.

Критикуя «внутреннего критика», обвиняя его, борясь с ним, мы тем самым тренируемся именно в этой критике, взращиваем неприятие себя. В действительности никакого «внутреннего критика» не существует. «Внутренний критик» - это всего лишь удобная метафора для описания процесса самоотношения. Борясь с самокритикой, мы тем самым продолжаем себя же критиковать, только уже не «хорошего» себя, а «плохого». Но ведь и «внутренний критик» критикует «плохого меня», не так ли?

Получается, что борясь с чем-то в себе, мы непременно объявляем себя плохими, и начинаем беспощадную войну с собой. И карусель самонасилия продолжает крутиться и крутиться… И всё же с этой карусели можно сойти.

Как быть?

Как видим, на увещевания наш «внутренний критик» не реагирует, а от попыток заставить «его» замолчать, становится ещё более требовательным. Совсем как реальный человек. На это и стоит обратить внимание, в первую очередь.

Вспомним, что всё, что мы делаем с собой – это проявления некоего нашего опыта общения с другими людьми. И к этому «внутреннему критику» можно начать обращаться, как к другому человеку (помня о том, что это всего лишь метафора особенностей нашего обращения с собой).

А что всякому человеку важно, чего каждый человек хочет больше всего на свете?
Каждый хочет внимания, принятия, признания, любви! И наш «внутренний критик» - в том числе, - ибо он ни кто иной, как мы сами, помогающие себе жить теми способами и средствами, каким научились. Таким образом, наша задача состоит не в том, чтобы «изменять себя», борясь с чем-то «в себе», а учиться помогать себе другими способами – учиться жить иначе.


Итак,
  • Во-первых: нашего «внутреннего критика» нужно начать признавать важным и нужным. Когда он нас критикует (когда мы себя критикуем), можно обращаться к себе с такой речью: «Спасибо тебе. Твоя забота для меня очень важна. Я понимаю, что ты стараешься для меня и хочешь, как лучше. У меня к тебе только одна просьба: мне было бы гораздо легче воспринимать твою заботу, если бы ты высказывал свою критику в более мягкой форме, чтобы я чувствовал твою любовь».
 
  • Во-вторых: обращаться с подобной же речью также и к тому себе, на которого направлена самокритика за допущенную ошибку, и поддерживать себя (как поддерживали бы мы своего ребёнка): «У тебя сейчас не получилось. Но это не значит, что ты плохой. Ты хороший и нужен мне. Я тебя не брошу, я с тобой. Мы учтём эти ошибки, и в следующий раз постараемся сделать лучше».
 
Практика такого бережного общения с собой постепенно будет способствовать оздоровлению микро-климата в нашем «внутреннем коллективе», который и является нами.
 
Разумеется, бывают случаи, когда самонеприятие зашло уже так далеко, что без помощи психотерапевта – без помощи таких отношений, в которых человек может постепенно «поворачиваться к себе передом, а к лесу задом» – уже никак не обойтись. В таких случаях необходимо обращаться к психологу-консультанту или психотерапевту.
 
 
© Виктор Ляшенко,
клинический психолог
26.03.2107