….
При этом само наличие боли ещё не означает «патологичности» переживаний, их ненормальности в клиническом смысле. Когда отнимают часть тела, мы естественно чувствуем боль. Боль есть свидетельство нашей живости. Душевная боль при утрате тоже естественна: мы свыклись, срослись с человеком, он стал нашей частью (нашей души и личности). Но от того, как мы будем относиться
к этой боли, зависит, чем это событие будет для нас в дальнейшем, что мы будем переживать, как мы будем жить: зарастёт ли наша утрата, как зарастает всякая рана (не сразу, а со временем!), или мы провалимся в затяжную депрессию на долгие годы, лишенные сил и вкуса жизни.
Если я воспринимаю случившееся как таковое, имея дело только с ним («мы больше не будем общаться»), тогда я выберу жить вместе с болью, не отворачиваться от неё. И тогда она постепенно изживается естественным образом, и я становлюсь сильнее и живее ею. Конечно, на это тоже нужно время; неверно думать, будто, решившись обратиться к своим чувствам (выполнив некую «технику» или «практику»), я тут же окончательно и бесповоротно освобожусь от всего, что мне неприятно и мучительно. Ведь сама эта фантазия о мгновенном «исцелении» является одной из причин, по которым я никак не могу прожить свою боль. В том-то и дело, что мне необходима решимость в течение неопределённо долгого времени (может быть, и всю жизнь!)
пребывать вместе с собой болеющим: с
любым собой, неважно каким, главное –
вместе с собой, – а не бежать сломя голову от себя больного и отяжелённого свалившемся мне на плечи миром. Необходима решимость жить, переживая подавленность, тяжесть, муку расставания, и тогда она не может не изжиться, не может не закончиться, ибо «всё когда-нибудь заканчивается». Однако время лечит только тогда, когда мы лечимся. А когда не лечимся, то болезнь становится хронической. Иначе говоря, когда мы
живём, то все наши
жизненные (наполненные нашим присутствием) состояния преходящи, конечны. Изменчивость, текучесть, непрестанное обновление и возрождение – основное состояние жизни. А вот умирать (находиться в беспамятстве себя) можно бесконечно долго, и ничего этому помешать не может, кроме собственного желания жить. В этом смысле жизнь вечна, но конечна, а ад – пребывание в небытии самоотчуждения, невключённости, отсутствия, - бесконечен.
И вот если я выберу испугаться боли, если захочу её не чувствовать, то этот выбор обязательно будет нагружен чем-то ещё. В этом случае к моей естественной боли от утраты примешивается и другая боль – боль, связанная лично со мной, с тем,
каким я теперь переживаю себя и мир в связи с этой утратой. Мне страшно и невыносимо больно оказаться вдруг вот
таким, вот в
таком мире, вот в
таком положении. И вот с этой своей «вторичной» болью я и не хочу контактировать и избегаю её, когда упиваюсь своим горем, «раскисаю», жалея себя несчастного, или, напротив, когда искусственным
образом бодрюсь, натягиваю на лицо «позитивную» мину и пытаюсь себя всячески отвлечь от гнетущих переживаний. Такой мой выбор – избегать боли – вызван глубинной ущербностью, неполноценностью моего
я, что связано с определённого рода психической травмой, с которой я теперь не хочу соприкасаться.
Тонкость состоит в том, что, если я не открою себя вот
такого (ущербного), если не встречусь с собой (с
таким собой, который и является моей главной проблемой) и не обнаружу, как и
ради чего я выбрал и
выбираю быть
таким, то все жизненные необходимости (которые мне действительно нужны), будут для меня «не моими», а действия, связанные с осуществлением этих необходимостей, я буду чувствовать чуждыми себе, и переживать как насилие над собой. То есть, сначала мне нужно дожить до открытия себя «какого-то» (
какой я какие-то действия делаю уже и делал раньше, а каких-то не делаю и не собираюсь), а потом уже до неких действий. Если я не дожил до
себя какого-то, то многие действия (даже желанные мною) могут быть для меня насилием над самим собой или просто невозможны.
Итак, если вы хотите надёжно и гарантированно сойти с ума, нужно как можно усерднее гнать от себя свои тревоги, страхи, болезненные переживания (то есть себя самого, который всё это переживает), весь так называемый «негатив». И тогда «вырвавшаяся» из-за укреплений боль непременно начнёт эти укрепления крушить.
В чём это может выражаться? В различных психотических симптомах: от раздражительности, ощущения подавленности или суетно-тревожной ажитации до проблем с памятью, расстройства мышления, бреда, галлюцинаций, неконтролируемой злости и пр. Тяжесть этих нарушений зависит от степени нашей запущенности – от того, насколько далеко мы от себя отодвинулись в попытках не чувствовать свою рану.
Подчеркну ещё раз: боль не бывает о ненужном, боль всегда свидетельствует о том, что затронуто нечто жизненно важное. И это важное ищет пути для своего проявления, удовлетворения, насыщения -
«можешь природу хоть вилами гнать…». Жизнь не заткнёшь за пояс, и она так или иначе найдёт, как себя осуществить. Вопрос лишь в том, будем ли мы при этом вместе со своей жизнью (с
собой-живым) или будем противостоять жизни, умертвляя и разрушая себя, полагая, что стараемся героическими усилиями себя сохранить.
Если рана не очень глубока и/или запас душевного здоровья достаточно велик, то всё это может происходить в вялотекущем режиме: мы можем делать вид, что у нас всё хорошо, мы сколько угодно можем «думать позитивно», но глубинная боль «тихой сапой» (на ощущаемом, но мало осознаваемом уровне) будет отравлять наше существование и сквозить во всём, что бы мы ни делали.
Чтобы исцелиться, нужно начать возвращаться к самому себе, знакомиться с собой, учиться чувствовать и признавать чувствуемое, выносить (выдерживать, терпеть) напряжение чувствования,
присутствуя при самом себе - обнаруживая себя. Первый
шаг в этом - обращение к своим переживаниям, чувствам, к своей тревоге, боли (и далее этот шаг производится непрестанно). При этом обращаемся мы к своим чувствам не для того, чтобы их как-то изменить (чувства вообще не могут быть объектом нашего воздействия).
Будучи обращены к чувствам, мы имеем возможность, идя в них и за ними, обнаруживать те
глубинные убеждения, утверждения, установки относительно себя и мира, которые являются основаниями нашего способа жить (нашего поведения) - источником тех или иных чувств и поступков. Отмечу ещё раз: всякое чувство является следствием того или иного взгляда на мир, той или иной личностной позиции, точки зрения, убеждения, интерпретации происходящего:
как мы смотрим на мир, таким мы его и видим; каким мы видим мир, таким мы его и переживаем.Обнаруживая некое конкретное убеждение, позицию (опытным путём, то есть на уровне
переживания, а не умозрения), важно всякий раз видеть то, какой мы осуществляем выбор (выбор именно
такого мира,
такого положения дел,
такого себя,
такого Другого) -
зачем, для чего мы выбираем именно
так, именно
это? Выбираем так, чтобы... ( чтобы что?).
При этом мы всё также обращены к чувствам, мы смотрим сквозь них и ими - они наши «глаза». И мы смотрим, как мы при этом относимся к тому, что происходит вслед за нашим
таким выбором, и каково нам теперь жить на белом свете, когда мы выбрали так (
«Должно быть так...», «Происходит вот это...», «Я такой...», «Он относится ко мне так...», ...).
А после этого необходимо осваивать осуществлённый выбор: наблюдать его, переживать его последствия, вникать в то, как сейчас хочется жить. И в какой-то момент у нас, быть может, родится новый выбор, когда мы до него дозреем (это созревание может длиться одно мгновение, а может и всю жизнь...).
И только тогда жизнь может потечь в новом русле.
Как видите весь этот путь в «новую жизнь» становится возможным только тогда, когда мы рискуем обратиться к своим чувствам, к своему настоящему состоянию - не переделывать его изощрёнными психотехниками, а
жить его.
Что в этом может помочь? Как это осуществить, как решиться обратиться к таким переживаниям, которые страшат невыносимостью муки? И действительно, насколько безопасно обращаться к таким переживаниям, к которым ты не готов, которых ты не хочешь? Теоретически на это вопрос ответить невозможно. В том смысле, что любое объяснение или доказательство будет исходить из некоего внешнего опыта – опыта других людей. А свой собственный опыт нельзя получить «теоретически», он обретается только на практике.
Но помощь практического порядка в этом возможна. Например, наша практика
ТТП* может помочь и существенно облегчить обретение такого личного опыта. Одной из особенностей практики является то, что она позволяет постепенно приближаться к самым заряженным переживаниям, не требуя от человека насилия над собой, не заставляя его соприкасаться с той болью, к встрече с которой он пока не готов. Ведь когда человек обращается к тем своим чувствам, которые он переживать не собирался, когда у него нет чёткого внутреннего обоснования и готовности к ним обратиться, тогда ретравматизация (повторная травматизация) вполне возможна, поскольку он находится в прежней позиции и возможности выхода к новой в данном случае у него нет.
Защитой от ретравматизации в нашей практике
служит то, что человеку предлагается обращать внимание на любые значимые чувства и включать их в «работу». Это означает, что, когда человек сомневается, опасается, тревожится, явно не готов и не хочет обратиться к страшным для него переживаниям – ему и нет необходимости к ним обращаться. В этом случае ему нужно обратить внимание на своё опасение, на свой страх этих чувств и дать возможность этому страху (страху страха) заговорить, проявиться, выражаясь в творческом действии. И точно также человек поступает с любыми другими своими чувствами и состояниями, которые являются для него проблематичными. В этом случае человек к любому своему травматичному опыту подходит плавно и в соответствии с внутренней готовностью, а тревога, сомнение, страх, которые он испытывает по поводу своих мучительных состояний (по поводу источника своей боли), становятся проводниками к ним. В таких обстоятельствах человек плавно течёт в русле внутренних сил, а любые напряжения и «препятствия» становятся ему помощниками, охотно отдающими свои силы и приближающими человека к самому себе.
Задачей всей практики является приближение к самому себе, получение опыта близости к самому себе, переживание самого себя «внутреннего» как факта собственной жизни. Свидетельствуя себя, мы вникаем в своё собственное реальное положение, узнаём
место, которое мы занимаем. Задача – видеть, где мы находимся по отношению к самим себе, видеть своё место и позволить себе жить прямо в этом месте, осуществляя и проявляя ту жизнь, которая была нами остановлена, запружена какой-то нашей субъективной невозможностью, болью, каким-то нашим
выбором не жить вот эту, вот такую жизнь, в этом месте нашей души.
При этом смысл не в том, чтобы в течение арт-терапевтической сессии что-то «проработать», а в том, чтобы сделать шаг к самому себе, побыть с самим собой наедине, почувствовать ценность себя живого, настоящего, «беспричинного», вне социальных атрибутов и оценок – в том, чтобы повернуться к себе лицом и вступить с собой в отношения (в другие отношения).
Хочется особо подчеркнуть, что не стоит ожидать от практики (от любой практики, от любой психотехники) чего-то чудесного:
«Вот сделаю психотехнику, переживу-перетрансформирую с её помощью свои
проблемы, найду ресурс и избавлюсь, наконец, от всех проблем. И вот тогда заживу…». Не решатся все проблемы, чего бы мы ни нашли, какой бы опыт мы ни получили. Вся жизнь – сплошные проблемы (вспомните своё детство, разве тогда не было проблем?).
Смысл не в том, чтобы зараз что-то изменить в себе (и вообще не в том, чтобы в себе что-то менять), а в том, чтобы начать поворачиваться к себе передом, а к лесу задом, и жить с собой заодно. Название подхода – «присутственная арт-терапия»
- отражает саму суть процесса, который заключается не в попытках «творческого преобразования» чего-то там «внутри себя», а в свидетельствовании себя: обнаруживая себя, мы становимся виднее и для самих себя, и для других. Находиться (находить себя), видеть, пребывать, проживать, проявлять, признавать – для того, чтобы в нашей внутренней действительности что-то начало изменяться, ничего более не нужно.
Чтобы это стало возможным, необходимо быть включённым в самого себя, быть вместе с тем, что чувствуешь, а не пытаться дистанцироваться, отстраниться, отвлечься от неприятных чувств и ощущений. Напротив, нужно быть в средоточии своих чувств, находя внутри этой стихии внутренних течений самого себя. Только такое внимание к себе и может открыть действительный смысл того, что же стоит за тем, что мы чувствуем: какие наши желания стоят за нашими чувствами (проще говоря, – что мы хотим
сделать), какая установка, какое требование/ожидание (к себе или к Другому), какой взгляд на мир. Через внимание к своему состоянию мы можем открыть свои действительные нужды и
себя-деятеля.
Возможность быть включённым в себя появляется тогда, когда мы себя и свою жизнь в своих интересах ставим на первое место, а «избавление» от того, что мучает, переделывание себя – на последнее. И занимаемся знакомством с собой. В процессе этого знакомства и происходит всё то, что так желаемо.
Присутственная арт-терапия является таким способом, с помощью которого можно знакомиться с собой непосредственно – не со своими концепциями, а со стихией себя, с собой живым и настоящим. А именно это, на мой взгляд, и является самым главным для каждого человека. Это является и смыслом психотерапевтического процесса – помочь человеку приблизиться к самому себе, помочь ему получить опыт бытия
вместе с собой, а не вопреки себе. Когда такое случается, тогда и начинается путь к исцелению от душевных ран.