г. Москва      +7 (926) 811-31-65     v-psy@list.ru
психолог-психотерапевт

Картины будущего и отсутствие себя

Статья психолога Виктора Ляшенко

На занятии психотерапевтической группы один из участников поднял тему о необходимости иметь перспективную картину своего будущего. И в ходе обсуждения выявились два совершенно разных отношения к себе, своему будущему, своей жизни.

 
Первое отношение – это когда мне неудобно, беспокойно, непривычно без «картины будущего». Стоит отметить, что при этом данный вопрос не касается того, что у меня отсутствует вообще переживание наличия себя в будущем – такое ощущение у меня имеется: я чувствую, что я завтра тоже есть. Вопрос этот касается именно отсутствия образа того, как именно я буду жить, что именно я буду делать, в каких обстоятельствах, что меня будет окружать и т.п. И без этого образа мне не удается создать некую перспективу своей жизни сейчас (некуда жить), так как эта перспектива жизни мною выводится из вот этих внешних по отношению ко мне вещей – внешних обстоятельств моей жизни, которые я должен хотя бы умозрительно себе представлять, видеть. На них я опираюсь в своей жизни, и без них оказываюсь в подвешенном состоянии: возникает ощущение, что я никуда не двигаюсь, стою на месте, я растерян и не знаю, куда же мне идти.
 
(Уточню, что сейчас  я хочу обсуждать не причины, по которым картины будущего нет, и не способы ее создания, а то, в связи с чем в ней вообще может быть необходимость, а в связи с чем этой необходимости может не быть).
 
Второе отношение – это когда мне неудобно (не нужно, бессмысленно) создавать ясную и четкую картину своего будущего: как именно я буду жить, что именно и как делать, в каких обстоятельствах все это будет происходить и т.п. Меня эта картина как будто стесняет и принуждает к чему-то определенному – жить вот так и делать вот это. А я чувствую, что жизнь – вещь текучая, и мне не хочется моим умозрением придавать ей фиксированную форму, ибо эта заданная мною форма (зримый образ будущего) будет моим насилием над моей жизнью – надо мной самим. При этом у меня также имеется ощущение, что я в будущем есть, но самое важное для меня не то, чтобы в моем будущем что-то было так-то и так-то (то есть, не внешние обстоятельства), а чтобы Я там был.
Здесь мне так же, как и в первом случае, важно в будущем жить как-то, но это «как-то» не в смысле внешних обстоятельств и атрибутов моей жизни, а в смысле того, как я буду жить по отношению к самому себе, в отношениях с собой. И поскольку для меня важно то, что там, в будущем, буду Я, то все остальное (картины этого будущего, то как именно и что именно будет происходить, как я там буду жить и в каких условиях) становится второстепенным – уж если Я, настоящий, живой и неподдельный, там буду, то уж как-нибудь будет и все остальное. Мои ценности здесь не в том, чтобы я жил в каких-то условиях, а в том, чтобы Я (!) жил – у меня ценность в самом себе, а не в той одежде, в которую я буду одет, условно говоря. Конечно, она тоже важна, но уже после ценности меня, ведь если меня нет, то зачем мне одежда? А если Я есть, то уж я во что-нибудь себя одену и чем-нибудь себя займу. Но при этом важно одно: мое качество пребывания с самим собой, мое качество отношения к самому себе является залогом того, что с моей жизнью все будет в порядке – она будет наполнена и осмыслена, ибо я понимаю, что не вещи и обстоятельства меня наполняют, а я наполняю вещи и обстоятельства своей жизнью. Обстоятельства могут быть любыми, поэтому-то и не так важно, представляю я заведомо их или нет – какие будут, такие и будут, ведь главное условие  у меня все равно сохраняется – Я у себя есть и есть моя жизнь.
 
На мой взгляд, эти две позиции являются принципиально разными с точки зрения отношения к себе и своей жизни. Если я первое свое внимание и заботу направляю на то, чтобы в моей жизни что-то было как-то в смысле внешних обстоятельств, строю картины будущего, создаю образы и пр., то в это самое время, когда я этим занимаюсь, происходит еще одна важная вещь – в это время Я как субъект своей жизни для самого себя отсутствую! 
Еще раз: если я озабочен созданием образов своего будущего, то это означает, что меня для меня не существует – я для себя не важен и не нужен. Это моя обеспокоенность образами будущего – тем, как я там буду жить, есть следствие отрицания меня и моей жизни. В этом случае для меня реальны, действительны, существенны обстоятельства моей жизни, но я как таковой для себя не реален – я для себя существую только как нечто, что сможет жить вот в таких обстоятельствах: я имею ценность только в связи с этими ценными обстоятельствами, с такой-то жизнью.
 
И здесь можно вспомнить нашумевший фильм «Секрет», который построен на призыве создавать образы желанного будущего, концентрироваться на них, созерцать их, и таким образом «притягивать» к себе это желанное будущее. Основной упор в фильме делается на положение о том, что мысль материальна. Интересная сама по себе мысль, и ее я оспаривать не буду (о ней можно тоже поговорить, но особо). Интересны следствия или выводы, которые делаются из этого. Выводы же делаются такие: раз мысль материальна, то давайте будем силой притяжения своих мыслей создавать свою материальную жизнь такой, какой мы хотим ее видеть.
Выводы эти, на мой взгляд, ошибочны, ибо упускаются два важнейших момента, в результате чего многие начинают заниматься псевдомагическими манипуляциями в страстном желании материализовать свои фантазмы.
 
Во-первых, желанное будущее разворачивается не из того образа, который я представляю себе денно и нощно, а из той моей внутренней силы, которая движет меня на создание того, что мне желанно. В ней самой (в моем желании) уже содержится и вектор движения, и все то, что хочет себя осуществить, и мне лишь нужно слышать себя и внимать себе – той силе, которая жаждет жить, которая жаждет через меня, моими действиями проявиться. Будущее рождается не из выдуманного мной образа, а из силы моей души, которая мною движет.
Образ же, который я создаю попутно (!), то есть после того, когда я почувствовал в себе движение, стремящееся к реализации себя, как раз впитывает в себя эту силу – в образе первоначально осуществляется эта сила, а потом уже по этому образу, как по чертежу, она воплощается мной материально. Образ создается не сначала, чтобы к нему за уши притянуть мою жизнь, а он создается в ответ на пробудившееся во мне желание моей души что-то осуществить. В образе эта сила получает видимое для меня воплощение. Но это уже тогда, когда я полным ходом иду к желаемому! Уже иду! И пошел я к нему тогда, когда у меня не было еще никакого образа – я пошел в неведомое! И, если я рискнул пойти, вот тогда, одним из моих шагов в неведомом, я создаю этот образ, прислушиваясь при его создании к тому, насколько он выражает ту силу, которая во мне мною движет.
 
Во-вторых, если я занят, прежде всего, созданием этих красивых картин своего будущего и не занят собой (тем, кто собирается там жить), не занят выяснением причин, по которым я создаю эти картины себе вместо того, чтобы жить своими желаниями (своими силами, своими смыслами - своей жизнью) сейчас, - то… уже нет никакого смысла мне всем этим заниматься, так как у меня нет самого главного – у меня нет меня.
 
Когда меня нет, то в этом случае картины будущего мне могут помочь только в одном – не вспоминать о себе как можно дольше. Как можно дольше не жить.
 
 
© Ляшенко В.В.
клинический психолог
14.04.2012