+7 (926) 811-31-65   v-psy@list.ru
психолог-психотерапевт

Правила работы психотерапевтических групп

Правила, соблюдение которых желательно:


1.
Позаботьтесь определить для себя смысл вашего участия в группе: зачем вам группа вообще (ваша задача максимум).

2. Позаботьтесь о том, чтобы на каждом занятии вы имели задачу на сегодня, которую вы хотите решать с помощью группы (ваша задача минимум).
При постановке задачи полезно исходить из своего состояния и реально переживаемых трудностей в жизни, а не ставить задачу умозрительно.

3. Не занимайтесь решением чужих проблем, не «лечите» и не поучайте других участников. Чужих  проблем вы не решите, а свои останутся не решёнными (вашими проблемами, кроме вас никто заниматься не будет). Вникайте в себя, решайте свои проблемы.

4. Старайтесь быть открытыми своим чувствам.
Степень открытости другим людям при этом чутко определяйте сами, в зависимости от своей задачи и состояния: та мера открытости, которая присутствует у вас сейчас, помогает или мешает вам решать свою задачу?

5. Будучи в группе, старайтесь замечать зрителем или участником вы сейчас являетесь, делаете ли вы то, что нужно вам, решаете ли свои задачи или ждёте их решения от других участников, от ведущего.
Участник от зрителя отличается тем, что участник вникает в происходящее, в себя и в других и не ждёт к этому особого приглашения. Он знает, что участвует в занятии для себя. Зритель выбирает позицию наблюдателя, удовлетворяясь  своей внутренней скукой, непониманием и несоответствием происходящего его представлениям и ожиданиям. От вашей личной включенности в происходящее зависит, насколько эффективно вы будете решать свои задачи.

6. Используйте группу как место личного эксперимента, чтобы увидеть за вашими привычными  способами поведения и общения содержательную часть своей проблемы.
Всё, что происходит или не происходит с вами на группе, используйте для обнаружения и исследования своих проблем, формулирования вопросов, постановки задач. Используйте принцип «здесь и сейчас».

7. Терапевтическая группа – это место для исследования себя, своих способов жить и решения своих проблем! Это не тренинг вежливости и толерантности.
В группе нет запретных тем и вежливость не обязательна. Каждый может высказываться и делать то, что считает для себя нужным (см. правило 12). Под свою личную ответственность.

8. Всегда можно не говорить о том, о чём не хочется говорить, не делать то, чего не хочется делать: правило «Стоп».

9. Если во время занятия вы остались обиженным или после занятия почувствовали себя хуже, следующее занятие пропускать не рекомендуется! Пропуск или решение не посещать занятия усугубит вашу проблему, укрепит вас в ней.

10. Рекомендуется после каждого занятия письменно подводить его итоги.
Опыт показывает, что это существенно влияет на продуктивность участия в группе.


Правила, соблюдение которых обязательно:

11. Посещая закрытую группу, необходимо присутствовать на каждом занятии.
Пропущенные без уважительной причины занятия оплачиваются.

Уважительными причинами являются:
- госпитализация, ковид-19,
- запланированная ранее учёба,
- запланированный отпуск,
- рабочая командировка.

О своём пропуске занятия ведущего необходимо поставить в известность заранее.

Ваш успех во многом зависит от регулярности посещения занятий. Это одно из важнейших условий для успешности психотерапевтического процесса и достижения вами реальных результатов.


12. В группе запрещено:
- браниться друг на друга и заниматься рукоприкладством;
- приходить на занятие в нетрезвом виде;
- употреблять пищу во время занятия (исключением являются медицинские предписания).
Можно пить чай, кофе, соки, воду.

13. Все участники группы обязаны соблюдать конфиденциальность.
Из группы нельзя выносить сведений о других. Всё, что происходит с вами на группе, обсуждается на группе и не выносится за её пределы (исключением является дополнительная личная психотерапия, на которой вы можете обсуждать ваши личные трудности, возникающие на группе, но сведения о других участниках являются конфиденциальными и в этом случае).

14. Нельзя покинуть занятие группы раньше его завершения.
Исключением является предварительная договорённость с ведущим о том, что вам нужно будет уйти раньше. Нельзя выходить из зала, если на вас нахлынули бурные переживания, слёзы или вам стало физически плохо – всё переживается вместе со всеми. Если вы решите выйти, то это будет означать, что вы уходите из группы совсем, и к дальнейшим занятиям допущены не будете.

15. На занятие необходимо приходить вовремя.
Атмосфера группы и эффективность её работы в значительной степени зависит от целостности состава группы. Крайне желательно начинать и заканчивать занятие всем вместе.
Вместе с этим важно, чтобы опоздавший участник не прерывал начавшийся в группе процесс.

Поэтому, при опоздании более чем на 10 минут, нельзя заходить в зал до начала следующего этапа занятия (в начале следующего часа).

16. Требования ведущего обязательны для исполнения всеми участниками группы.

Ведущий группы имеет право «Вето»: он может в любой момент остановить групповой процесс, предложить новое обсуждение, обратить внимание участников группы на что-то. В течение занятия ведущий может ставить особые условия некоторым участникам группы, исходя из нужд ситуации и руководствуясь терапевтической целесообразностью.

17. Оплата занятий производится за месяц вперёд (по 4 занятия).

За нарушение правил группы ведущий может наложить на участника денежный штраф либо исключить из группы.


Вопросы для подведения итогов занятия:

Постарайтесь отвечать на вопросы не формально, а так, чтобы ваши ответы были для вас полезными. Отвечайте на эти вопросы после каждого занятия в личном дневнике.

Дата:

1. Какой вопрос/задача у вас были на этой встрече?
2. Почему вы задавились именно этим вопросом? Что вы сейчас думаете о своём вопросе?
3. Каковы итоги этой встречи для вас?
4. Что вы переживали во время встречи?
5. С какими трудностями вы встретились?
6. Что вы предпринимали, как обходились с этими трудностями?
7. Что вам помогало и что мешало?
8. Что для вас было наиболее полезным, важным?
9. Что осталось для вас непонятным, неясным?
10. Что вы намерены предпринять в связи с этой неясностью?
11. В чём состоит ваша трудность/проблема, как вы её видите сейчас?
12. Как вы сейчас понимаете её причины, и как они зависят от вас? (как вы создаёте свою проблему?)
13. Какими вопросами вы задаётесь сейчас?
14. Какой для вас была атмосфера на этой встрече?
15. Как вы участвовали в её создании или поддержании?
16. Какой вывод вы сейчас можете сделать из вашего способа решать свои задачи?
17. Какие ещё у вас есть мысли, замечания (всё, что вы хотели бы ещё сказать, отметить)?