г. Москва      +7 (926) 811-31-65     v-psy@list.ru
психолог-психотерапевт

Описание процесса психотерапии

рис. 1. Формы отчуждения / диссоциации
(модель развития избегающего поведения)
рис. 2. Круг творческого присутствия

В этой заметке я представлю описание процесса с точки зрения метода терапия творческим присутствием.

 
В каких-то других методах процесс может выглядеть иначе, а также иначе могут описываться причины психогенных расстройств и проблем психологической природы.
 
В описании процесса, который производится в речевой практике, я опирался на метод фокусинг (Ю.Джендлин), поскольку он, как никакой другой метод, близок практике терапии творческим присутствием (некоторые отличия всё же имеются), только производится не в артовой модальности, а в привычной нам речевой.

1) Психогенное расстройство возникает как следствие нарушение процесса переживания.

 
 
2) Нарушение процесса переживания происходит вследствие отчуждения (рис.1):
- от трудных обстоятельств и отношений (избегание близости);
- от чувств и ощущений, которые рождаются в этих обстоятельствах (избегание напряжения, тревоги, страха и т.п.);
- от самоопределения в этих обстоятельствах, личной позиции (избегание выбора, ответственности, присвоения обстоятельств своей жизни, отвержение и обесценивание себя);
- от самостоятельного решения, содержательного поведения (избегание поступка).
 
 
3) Психотерапия – это процесс интенсификации переживания:
- чувств, внимания к телесным ощущениям,
- осмысления своего отношения к обстоятельствам своей жизни,
- включения в эти обстоятельства,
- переосмысления личностной позиции,
собирания себя воедино в личностно значимых решениях и поступках.
 
Это процесс определённой внутренней работы.
 
 
4) Основа психотерапевтической практики – исследование своего переживания, исследование себя.
Изменения, к которым хотелось бы прийти – это цель. Но цель – не является содержанием работы, она является лишь маяком, ориентиром. То есть изменения не являются содержанием работы! Усилия направляются не на то, чтобы вызвать в себе изменения.
Изменения происходят в результате работы по исследованию себя, своего отношения к себе, к другим, смысла своих выборов и поступков и т.д., и – целенаправленного, систематического совершения выборов и поступков, ведущих к удовлетворению здоровых потребностей и личностно значимых ценностей.
Необходимо не «решать проблему», а находиться в процессе себя, знакомиться со своим переживанием, со своей проблемой.
 
 
5) Основная психотерапевтическая практика заключается в замкнутом цикле «творческого присутствия»: внимание-включение-проживание-в ыражение (рис. 2).
 
Это и есть то, как мы интенсифицируем переживание, как вступаем в него.
Интенсифицируем мы его своим вниманием к тому, чего раньше избегали.
Попытки себя улучшить, критиковать, обвинять, обесценивать, ругать и т.д. и т.п. являются не интенсификацией переживания, а способом избегания какой-то боли, способом диссоциирования с каким-то болезненным опытом.
 
Итак...
 
А) Внимание
 
Сядьте удобно. Почувствуйте, как вы сидите. Ощутите своё тело. Если хотите, закройте глаза. Обратите внимание на своё дыхание, на самочувствие, состояние, в котором вы сейчас пребываете, на настроение, на чувства, которые вы переживаете прямо сейчас.
Обратите внимание на тот контекст жизни, в котором вы сейчас находитесь и по поводу которого вы сейчас переживаете то, что переживаете.
Если ваше состояние связано с неким событием или отношениями, то начните вспоминать ситуации (одну или несколько), касающиеся вашего состояния и того, что вас сегодня волнует и заботит. Начните вспоминать людей, которые, возможно, в этой ситуации присутствовали, другие детали, которые важны для вас. Обратите внимание на то, что переживали люди, которые тогда были рядом с вами. Заметьте своё отношение к тому, что происходило с вами.
 
Обратите внимание на всё то, что вас трогает и заботит:
  • на волнующие обстоятельства;
  • каким вы себя чувствуете в этих обстоятельствах (какой я? кем я себя считаю?);
  • что выбираете;
  • что означает для вас происходящее;
  • что вы чувствуете и ощущаете.
 
 
Б) Включение
 
Включитесь, вчувствуйтесь в свои чувства и ощущения. Для этого, думая о том, что вас заботит, часть внимания переведите на тело и побудьте некоторое время включённым в себя: одновременно думайте о заботящей вас ситуации и осознавайте чувства и ощущения, которые она порождает. Какое чувство-ощущение рождает эта ситуация? (вы как-то к ней относитесь и это рождает какие-то чувства и ощущения).
Уловите целостное ощущение этой ситуации. Где в вашем теле переживание этой ситуации сейчас собирается, сосредотачивается?
 
 
В) Проживание
 
  • Откройтесь переживанию, впустите его в себя. Позвольте вашим чувствам заполнить вас. Позвольте быть всему, что вы будете чувствовать и ощущать.
  • Не теряйте себя из своего осознавания: обнаружьте себя в пространстве своего переживания, обнаружьте себя-переживающего. Какой вы сейчас, когда вы переживаете это? Позвольте себе сейчас быть таким. Будьте таким, каким себя сейчас чувствуете. Не сдерживайте никак своё переживание – что идёт изнутри, что накатывает, в это и погружайтесь, позволяйте этому быть.
 
 
Г) Выражение
 
Выражать переживание мы можем по-разному. Я опишу два способа, которые обычно использую в своей работе.
 
  • АрТ (художественное выражение)
 
Позвольте вашему ощущению переживания, выразить себя в тех цветах, образах и движениях, которые будут наиболее ему соответствовать. При выражении какими движениями ощущение будет наиболее ощутимым, чувства наиболее сильными? Какие движения руки, какой цвет, какие образы будут их усиливать?
Сохраняйте внимание к ощущению переживания в ходе всего процесса – замечайте, в каком месте тела зарождается и сосредоточивается ваше переживание. Именно из этого ощущения и производи́те свои действия.
 
Установите чувственную связь между ощущением переживания и движениями руки!
Для этого двигайте рукой так, как это нужно вашему переживанию, чувствуйте каждое ваше движение на листе. Так ли сейчас движется моя рука, как я чувствую? Пусть ваше переживание управляет вашей рукой.
Поддерживайте эту связь в течение всего процесса. В этом случае само переживание начинает управлять движениями руки, а вы будете находиться в сердцевине переживания, чувствовать его изнутри; тогда уже не вы его проявляете, а оно проявляет себя через вас. И чем более вам будет удаваться поддерживать такую связь, тем более заметным/ощутимым будет телесное ощущение переживания.
Установление такой связи вы обязательно почувствуете физически: ваши чувства и ощущения станут ярче, заметнее для вас.
После того, как связь между движением руки и ощущением переживания установлена и переживание «потекло» на лист, можно начать вникать в детали переживаемого: что сейчас для меня значимо? что я делаю и как я к этому отношусь? какой я сейчас? чего хочу? в чём нуждаюсь? и т.д.
 
Рисовать можно всё что угодно. Просто заполняйте пространство листа теми цветами и теми формами, которыми вам захочется. Это могут быть знакомые вам образы, может быть абстрактная «мазня» или просто закрашивание листа цветом (цветами) – главное, чтобы то, что и как вы проявляете, соответствовало вашему переживанию. Какая форма наиболее подходит для выражения вашего переживания, какой цвет, какие движения, какая сила нажима, какой изобразительный материал?
 
  • Слово (речевое выражение)
 
То, что вы сейчас ощущаете, на что это похоже? Какие вам приходят ассоциации, образы?
Позвольте своему телесному ощущению ситуации, выразить себя в словах, рассказать о себе изнутри. Какие слова для выражения вашего ощущения сейчас больше всего подходят? Что будет самым точным?
Выскажете и проверьте по ощущению: это точно или не очень? Если не очень точно, то подыщите что-то более точное…
Когда вы рассказываете, выражаете переживание, будьте вниманием в своих ощущениях, в том месте тела, где ваше переживание сосредоточено. И замечайте, каково вам сейчас, теперь, когда вы рассказываете вот это, вот так выражаете свои чувства и ощущения, вот так проявляете себя – что сейчас происходит с тем, что вы ощущаете?
На что сейчас это похоже? Какие образы и слова будут наиболее точными для него?
И продолжайте выражать его, но уже находя другие образы и слова – те, которые будут точными сейчас, в эту минуту (изменения могут происходить каждую минуту, а могут происходить более медленно).
 
 
6) Смысл всего этого – дать возможность переживанию развиваться.
 
 
Литература:
 
2) Джендлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями. – М.: Корвет, 2018
 
 
© В.В. Ляшенко
психолог-психотерапевт
Москва, 03.12.2021 г.