После первой заметки я получил несколько вопросов и комментариев от своих читателей и зрителей (тех, кто смотрел мою передачу на ютубе). Эту заметку я посвящу ответам на вопросы. Благодарю всех, кто откликнулся, обратная связь для меня важна.
Один из вопросов звучал как: «А зачем нам вообще различать психологические и житейские трудности? Как это знание можно применить в жизни?».
Смысл этого различения довольно прост. Каждая проблема разрешается соответствующим ей способом. Психологическая – психологическим, житейская – житейским (несмотря на то, что психологические проблемы всегда существуют вместе с житейскими и именно ими и вызываются):
- Если ситуация требует конкретных действий, то пытаться прибегать к помощи психологических методов бессмысленно (если нужно починить кран, то нужно взять и починить его, а не медитировать, делать семейные расстановки, рисовать мандалы и пр.).
- Если в связи с происходящим (сорванным краном) мы что-то переживаем и эти переживания затрудняют наши действия или препятствуют им (боюсь вызвать сантехника, а самостоятельно взяться и починить не решаюсь), то мы сталкиваемся с психологической проблемой, и разрешать нужно, прежде всего, её.
Другой пример. У человека стукнули машину, и он переживает по этому поводу, допустим, даже не спит ночами. Здесь (как и у большинства проблем!) имеется, как минимум, два слоя:
1) стукнутая машина, которую необходимо ремонтировать,
2) переживания человека, в связи с происшествием.
Ремонт машины – это житейская проблема, которая решается соответствующими действиями. Через эти действия (по ремонту машины) какие-то переживания человека могут ослабнуть, могут потерять свою злободневность, но сам ремонт машины причины этих переживаний не разрешит.
О чём могли быть эти переживания? Да много о чём! О материальных затратах (денег жалко), о страхе за своё здоровье и жизнь, о себе-неумехе-плохом водителе, о том, что в связи со сломанной машиной срываются какие-то важные планы и т.д.
Все эти темы – темы психологические (душевные), а переживания, с ними связанные могут быть весьма сильными, в зависимости от значимости для человека. И они не разрешаются механическими действиями, хотя разрешаются они именно в жизненных ситуациях.
В качестве отклика на мою заметку мне пришло письмо: «Это из серии "писать в постель не перестал, но теперь этим горжусь". Или даже "продолжаю страдать, но глубже осознал корни своего страдания"?».
Итак, проблемная ситуация – энурез у взрослого человека. Так вот, если у этого человека нет никаких сложных для него переживаний, связанных с происходящим, то психологической проблемы у него нет, либо он решил её, приняв такие условия своей жизни. У него может быть житейская проблема, которая будет решаться в этом случае житейскими методами (памперсами, клеёнками, специальными матрацами и т.п.). Однако, если он всё же окажется в кабинете врача или психолога в связи с энурезом, то, вероятно, психологической проблемой он озабочен, и разрешать её будет психологическими методами (вместе со специалистом).
По поводу второго вопроса, предлагаю представить ситуацию безнадёжно больного человека, который страдает. Осознать глубже корни своих страданий для него, может статься – единственная возможность для того, чтобы помочь себе жить достойно в этой ситуации, а возможно – и путь к выздоровлению. Впрочем, я думаю, что глубже осознавать корни своего страдания – это один из краеугольных камней психотерапии, её основа.
И ещё одна женщина-психолог, прислала такой свой комментарий: «я…знаю один постулат относительно психологических проблем. Я не употребляю понятие "проблема" в своём обиходе (хотя из психологии эту категорию нельзя убрать!) Я её заменила на слово "Приключение". Когда заходит речь, я всегда улыбаюсь и люди тоже, уже острота приключений снижается. А на вопрос "У тебя есть проблемы?" , я отвечаю, что у меня полно приключений и я с ними справляюсь даже на энергетическом уровне. Своим студентам предложила - идёт на ура!!! Воспользуйтесь!!!».
Разумеется, для каких-то ситуаций градус переживаний упадёт, в связи с таким взглядом на происходящее (именно потому, что переживания всегда связаны с той или иной нашей точкой зрения, на этом я ещё остановлюсь подробнее). Однако здесь важно понимать, что если моя внутренняя позиция (моё отношение к жизни, моя точка зрения) позволяет мне такую свободу – если я действительно отношусь к жизни как к приключению, - то я и без всяких «постулатов» буду находиться в постоянном приключении. А вот если я не переживаю жизнь как приключение, а происходящее для меня болезненно, ибо задевает за живое, тогда чем будут такие попытки «вмонтировать» в себя подобные «постулаты»? Не более, чем попытками избежать свои переживания (способ не увидеть и не узнать своей насущной проблемы - жизненной необходимости). А проблему… её можно хоть горшком назвать, суть её от этого не изменится…
Итак, я собирался поговорить о путях разрешения психологической проблемы.
В разрешении всякой проблемы (не только психологической) можно выделить три этапа. При этом от каждого этапа зависит в сущности всё.
1) Определение самой проблемы: а что собственно нас не устраивает? От того, как мы сформулируем проблему, во многом зависит успешность её разрешения. Что здесь необходимо? Необходимо, чтобы наша формулировка проблемы как можно точнее соответствовала тому, в чём действительно у нас проблема. В противном случае, может статься, что мы будем безуспешно пытаться разрешать совсем не то, что требует разрешения.
2) Определяя проблему, мы определяем то, что нам нужно: в чём будет состоять разрешение проблемы. От того, насколько реалистично наше видение необходимого и насколько оно соответствует проблеме, зависит, будем ли мы удовлетворены достигнутым.
3) После того, как мы определили проблему и поняли свою необходимость, у нас естественным образом рождается некий вопрос, который является путём от проблемы – к её решению. По большому счёту вопрос является сосредоточением и проблемы, и нужного нам, и пути достижения. В зависимости от того, как мы поставим вопрос (каким вопросом мы зададимся), таким путём мы и двинемся. Если вопрос верный, то есть соответствует и проблеме, и необходимому нам, то он не может не повести нас и не привести к тому, что нам нужно (мы не сможем не пойти вслед за своим вопросом).
И дальше всё, что нам нужно – это жить в средоточии своего вопроса, смотреть на происходящее сквозь него: быть включёнными в свой вопрос. Всё остальное (разрешение, достижение необходимого и т.п.) происходит в самой жизни – наш вопрос заставляет нас видеть, замечать и менять то, что требует изменения.
Казалось бы всё и просто и очевидно…
Однако, если бы и впрямь было всё так просто, то мы бы легко и просто разрешали бы любые свои трудности. Какие же могут быть подводные камни, и какие условия должны непременно обеспечиваться, чтобы наши усилия не превращались в мучительное топтание на месте?
От чего зависит точность определения сути проблемы, и что нам в этом может помочь?
Давайте обратимся к нашему опыту и вспомним, с чего мы начинаем формулирование проблемы, и что это формулирование вообще означает?
Прежде всего, это обращение внимание на то, что не устраивает. А это значит, что мы обращаем внимание на свои чувства, на своё состояние – ведь именно наши чувства нам и говорят о том, что-то не так.
В данном случае эти чувства непременно для нас болезненны, мучительны – именно потому у нас и существует проблема (сигналом о неладном является некая ощущаемая болезненность).
И вот здесь есть один важный нюанс.
Чтобы определить проблему, поставить задачу и иметь возможность её разрешения, нам необходимо включиться в своё состояние, в свои переживания.
Но чаще всего нам ведь этого не хочется! Мы-то хотим, чтобы не было этой боли (страха, тревоги, бессилия и т.д.). И тогда мы в чём видим проблему?
- Проблема: у меня есть болезненные чувства.
- Нужда: я хочу не чувствовать эту боль.
- Вопрос: как мне перестать страдать, и научиться внутреннему спокойствию?
Давайте возьмём какой-нибудь пример.
Например, ситуация экзамена, которая знакома многим. Человек испытывает страх, и говорит: моя проблема в том, что я боюсь сдавать экзамен. Хочу не бояться. Как мне перестать испытывать этот страх?
Или: у человека сложности в отношениях. Он замечает, что очень зависит от присутствия других людей в его жизни, с ними он что-то делает и как-то движется, а без них не умеет себя организовать, и вообще не находит никакой нужды для какой-либо деятельности. И говорит: хочу не зависеть от присутствия других, и жить один и счастливо. Можете ли вы мне предложить какие-то способы?
Такие постановки вопроса являются несоответствующими действительной проблеме, которая имеется у человека. И соответственно пытаться разрешать такую проблему – это значит прилагать усилия к усугублению имеющейся (настоящей) проблемы.