г. Москва      +7 (926) 811-31-65     v-psy@list.ru
психолог-психотерапевт

Арт-терапия: Творчество. Самопознание. Исцеление

Статья опубликована в книге: Арт-терапия/сост. Г.В. Черемных. – М.Формат-М, 2012. – 208 с. 

ISBN 978-5-903843-06-0
Статья психолога Виктора Ляшенко

Арт-терапия сегодня стала довольно популярным направлением в практической психотерапии. О ней в настоящее время имеется немало информации самого разнообразного толка: от профессиональной, до популярной. Кроме того, направлений и подходов в самой арт-терапии существует великое множество. Это касается, как разнообразия практических методов работы, так и видения арт-терапии в целом – того, что она собой представляет, какие задачи призвана решать, как, кем и каким образом может быть использована.

Сегодня понятие арт-терапии стало настолько широким, что это словосочетание применяют для названия практически чего угодно, что так или иначе связано с каким-либо творчеством, подводя под это «психологическую» подоплеку. На мой взгляд, такое широкое понимание не во всех случаях верно, поскольку арт-терапия все-таки зарождалась как метод психотерапевтический, и изначально применялась (и применяется до сих пор) в клинической практике.
 
И даже сейчас, когда арт-терапия в своих горизонтах значительно расширилась, она, тем не менее, остается именно психотерапевтическим направлением. Я имею в виду, прежде всего, задачи, которые призвана решать арт-терапия. Задачи эти связаны с разрешением различного рода внутренних, душевных затруднений, которые могут быть у любого человека, в том числе и у психически и физически здорового. Этот момент я хотел бы особенно подчеркнуть.

Зачастую люди непосвященные, когда слышат об арт-терапии, думают, что это либо что-то такое для детей, либо – для больных. Способствует такому пониманию отчасти то, что к творчеству у многих взрослых людей отношение зачастую несерьезное. Эти «взрослые» считают себя очень важными людьми, занятыми серьезными делами, зарабатыванием денег и т.п., а творчество – это что-то вроде игр для детей, к которым (к детям) у них отношение весьма снисходительное и высокомерное: «мы – взрослые, а вы – всего лишь дети». Разумеется, подобное отношение говорит лишь о том, что эти взрослые давно отказались от творчества в своей жизни, давно забыли своего «внутреннего ребенка», и жизнь их, скорее всего, довольно скучная и унылая, полная не нужных им самим забот. Отчасти подобному отношению к арт-терапии способствует само название «арт-терапия», в котором слово «терапия» может вызывать ассоциации с лечебным процессом, психиатрами и психическим нездоровьем. Однако арт-терапия давно уже используется не только в клинической практике, а и в психологической работе со здоровыми и социально успешными людьми.
Итак, в этой статье я предложу один из возможных взглядов на арт-терапию. Я расскажу о том, чем арт-терапия является с моей точки зрения, в моем подходе, для чего она может быть использована, в том числе и как самостоятельная практика.

На мой взгляд, арт-терапия является средством самопознания и исцеления через свободное творческое самовыражение. Самые общие цели, которые призвана решать арт-терапия – это лучшее понимание человеком самого себя, повышение внутренней согласованности, целостности, открытие в себе инициативного, ответственного деятеля. Путь, через который это возможно достичь – это свободное творчество. Именно «свободное творческое самовыражение» принципиально важно.  Арт-терапия – это не просто занятие каким-то видом искусства! Терапевтическая (целительная) функция арт-терапии рождается только тогда, когда есть возможность для свободного самовыражения человека в творческой деятельности.

Что именно происходит в человеке благодаря свободному творчеству? Человек обнаруживает в себе источник творческой деятельности, он открывает место внутренней силы, которое связано ни с чем иным, как с местом своих истинных желаний, стремлений, хотений – это место жизненной силы человека. Проще говоря, человек знакомится со своими настоящими чувствами, научается их признавать и проживать, он узнает свои настоящие желания и научается находить путь их осуществления, он научается говорить им «да!», вместо разнообразных рациональных «нет». Ведь необходимо понимать важную вещь: ответственная позиция берёт свое начало в осознавании и принятии своих желаний! А это значит, что ее не может быть вне осознавания своих чувств, ибо любое чувство есть проявление некоего желания. Ответственности нет, и не может быть, если человек игнорирует свои настоящие желания, если он их не осуществляет! Человек, который не умеет осуществлять свои желания – человек безответственный, ибо у него просто нет источника ответственности – он с ним не знаком, он его всеми силами игнорирует. Таким образом, пробудить в человеке инициативу, интерес к самому себе и своей жизни – в этом состоит основная задача арт-терапии.

Заниматься арт-терапией, на мой взгляд, может практически каждый человек, имеющий обычные физические и психические возможности. Впрочем, мы знаем примеры, когда люди с весьма ограниченными физическими или психическими возможностями занимаются творчеством: рисуют, поют, играют в театре и т.п. Так же, независимо от своего возраста и социального положения, любой человек может заниматься арт-терапией, ведь она не требует каких-либо особенных художественных способностей и навыков. Особо подчеркну: арт-терапия может быть интересна и полезна и детям, и взрослым!

Важная особенность арт-терапии состоит в том, что эти занятия не связаны с  обучением изобразительной или иной художественной технике. Ведь для творчества умение не нужно. Арт-терапевтическая работа не предполагает какого бы то ни было умения или «профессионального навыка». Более того, умение может даже помешать, ибо человек в этом случае «творит» уже по неким «правильным» схемам, а арт-терапия предполагает свободное творчество – так, как оно рождается само собой. Арт-терапия не является искусством и даже в какой-то степени противоположна ему, хотя и называется «терапией искусством». Она противоположна искусству в том смысле, что для арт-терапии не важен эстетический момент, не важно, как это будет выглядеть и будет ли кому-то нравиться. Важно другое. Важна внутренняя правда, искренность в том, что создано и что создается – то есть соответствие внутренним переживаниям. Но именно это и бывает очень сложным, и приходится учиться быть искренним в выражении себя. И чем лучше и полнее это получается, тем эффективнее и целительнее процесс. Конечно, арт-терапия – это в какой-то мере и художественное творчество, но его художественные достоинства – не самое важное. Творчество в арт-терапии ценно, прежде всего, тем, что в нем человек обретает непосредственный опыт самоосуществления, опыт своего бытия! Ибо в самой сути своей творчество есть деятельность по обнаружению самого себя в мире через созидание. Другими словами, арт-терапия опирается не столько на художественные ценности, сколько – на психологические и даже онтологические.

По моему мнению, свободное самовыражение помогает мобилизовать творческие силы,  внутренние естественные механизмы  саморегуляции и исцеления. В практике арт-терапии человек посредством своей творческой деятельности достигает и снятия напряжения, и интеграции личности, и выхода на новые уровни понимания себя, своего бытия и своего места в мире. Терапия осуществляется за счет того, что налаживаются естественные внутренние взаимосвязи между сферой чувственного опыта и рационально-нормативной сферой личности. Занятия арт-терапией, в общем-то, направлены на одну главную цель – привести во взаимодействие различные внутренние силы, которые по разным причинам оказались сдержанными или разобщенными, и инициировать их слияние. Исцеление происходит за счет растущей внутренней целостности.  В конечном итоге, практика арт-терапии научает принятию самого себя, развивает чувствительность и подлинный интерес к самому себе.

Арт-терапия – один из самых «экологичных» методов психотерапии, поскольку она основана не столько на «терапевтических интервенциях», сколько на практике слышания себя, внимания к себе, возможности идти за своими чувствами, желаниями, побуждениями. А это именно тот фактор, который помогает человеку обнаружить свои внутренние резервы и научиться их использовать.
Я полагаю, что арт-терапию можно считать способом путешествия по своему внутреннему миру, миру своей субъективной реальности – миру своей души. Продукт творчества (например, рисунок или какое-либо изделие) здесь не является самоцелью. В арт-терапии, в том подходе, который осуществляю я, занимаются не рисунками (не скульптурой, не стихами, не танцами и т.п.) – они представляют собой лишь повод для нашего углубленного внимания к самим себе, лишь способ нашего путешествия к самим себе. Поэтому в арт-терапии, на мой взгляд, следует видеть не просто один из множества психотерапевтических подходов, а именно средство самопознания, средство, с помощью которого мы способны изменить отношение к самим себе и к происходящему с нами, научиться более внимательному, бережному и заботливому отношению к себе, переосмыслить свой жизненный опыт.

Как метод психологической помощи, арт-терапия  может быть эффективна в решении самых разнообразных проблем: от проблем в общении, семейных, творческих, до профессиональных и даже организационных. Но прежде всего, арт-терапия является эффективной формой решения таких задач, которые связаны с эмоциональной сферой, активизацией внутренних ресурсов личности, развитием интуиции и раскрытием творческого потенциала, преодолением внутренней разобщенности (одной из основных причин патологического одиночества), увеличением целостности и гармоничности внутреннего мира, а также в работе с психосоматическими проблемами.

Уникальность же арт-терапевтических методов состоит в том, что  они позволяют работать с неосознаваемым материалом, когда много неясного и неопределенного, когда имеется масса «нежелательных» чувств, осознавать которые чаще всего бывает очень трудно и больно. Более того, арт-терапия может помочь открыть свой уникальный способ решения личных психологических затруднений и улучшения качества своей жизни. 


© Ляшенко В.В.
клинический психолог,
арт-терапевт