Слив и Самокат
Это письменный вариант народной психотерапевтической практики, называющейся кресение.
Записи выполняются на бумаге от руки (при письме задействуются двигательные и ассоциативные поля головного мозга, что в психотерапевтической практике особенно важно).
- Слив – высвобождение эмоционального напряжения с помощью письма на волнующую тему. Не предполагает исследования вопроса. Однако после чувства освобождения «слив» может переходить в «самокат», когда вы начинаете задаваться вопросами.
- Самокат (название от волшебного клубка "самоката") – исследовательская работа, распутывание мыслей на определённую тему для прояснения ситуации. Практика используется, когда необходимо найти причину какого-либо внутреннего состояния. Это письменное исследование своего напряжения. При этом важно находиться в состоянии вопрошания к самому себе. Тему самоката лучше всего формулировать в виде вопроса.
Правила выполнения любой письменной работы:
1) Вверху листа напишите текущую дату: число, месяц (прописью), год.
2) Сосредоточьтесь на той внутренней проблеме, с которой будете иметь дело.
3) Когда вы в неё погрузились и чувствуете, что нечто вас зацепило, задайте себе вопрос – когда впервые возникла эта проблема? (в каком возрасте или какое время назад).
4) Не оценивая критически, не размышляя, «на автомате» дайте тот ответ, который у вас сам возникнет. Запишите его.
5) После этого отчеркните поперечной чертой слева направо весь лист.
6) Под чертой обозначьте тему вашей работы. Необходима точная формулировка без обобщений.
Например, письменная работа в форме «слива» (высвобождения напряжения) может называться «Марья Ивановна, достала уже». То есть название должно содержать имя вашей проблемы – так, как она живёт в вас, как переживается вами, а не общими абстрактными фразами. Не концептуализируйте! Наукообразные формулы повредят работе.
Для работы в форме самоката (исследовательской работы) нужно такое название, которое отражает вашу исследовательскую задачу.
Имя проблемы должно отражать её конкретное проявление в вашей жизни (ваш способ жизни, ваше поведение)! Например, «Почему я не могу отстаивать своё мнение?»
Неверной постановкой задачи будет формулировка с точки зрения неких научных концепций о проблеме. Например: «Как работают защитные механизмы моей личности?» - это неверная задача!
Подчеркните название вашей работы (выделите его, чтобы оно было для вас заметным).
7) Начните работу с какой-либо стартовой фразы, например: Начал! или Пошёл!
8) И ещё раз отчеркните поперечной чертой слева направо весь лист. Этим вы обозначаете вход в пространство своей внутренней работы.
9) Текст самоката.
Начинаете своё исследование на полном доверии себе, пишете в режиме «самоката» – так, как пишется и думается, без цензуры. Если нужно браниться, материться – не сдерживайте себя! В этой работе можно высказывать всё, что угодно и как угодно. Нет необходимости следить за литературностью, грамматикой и т.п. Можно прописывать одно и то же слово сколько угодно раз, хоть целый лист (например, «Сука, сука, сука,…») – если ваше переживание того просит. Пишите в свободном порядке разговора с самим собой.
Самое важное – быть искренним, и вместе с открытостью и позволением, находиться в состоянии вопрошания – спрашивать себя, углубляться в себя, искать настоящий ответ, причину.
10) Перед началом работы установите для себя фразу-выход из неё. Она должна быть психологически нейтральной (например, «На сегодня закончил», «Вышел», «Всё», «Хватит» и т.д.). Для облегчения выхода можно использовать различные предметы: например, будильник, обереги, людей – в качестве знаков, сигналов, якорей настоящего, «здешнего» мира.
11) Работа ведётся до смены состояния или то время, какое вы себе определите (по будильнику). Когда вы нашли то, что искали, то обязательно почувствуете облегчение, возможно у вас появится испарина и зевота.
12) Когда вы чувствуете, что закончили работу, или чувствуете, что вам на сегодня достаточно, то после своего текста пишете слово Всё.
13) Отчеркните снова всё поперечной чертой через весь лист. Этим вы обозначаете закрытие пространства внутренней работы.
14) Затем необходимо ещё раз посмотреть на число, проставленное в начале работы, произнести вслух свою фразу-выход (например, «Вышел»). Смысл этого действия – вернуться в «здесь и сейчас».
15) Листки со «сливом» хранить не имеет смысла, а с «самокатом» могут и пригодиться – по сути, они могут быть дневниковыми записями.